Каждым ребенок выбирает себе партнера, с которым
хотел бы лучше познакомиться, и встает на расстоянии вытянутой руки от него.
Партнеры закрывают глаза и опускают голову на грудь. Руки и кисти расслаблены и
опущены по бокам. Потом оба открывают глаза, и каждый смотрит на пол между
собой и партнером.
Скажите примерно следующее: «Представь себе, что ты
– марионетка. К твоей правой руке прикреплен шнур. Пусть шнур приподнимет твою
руку так, чтобы она покачивалась между тобой и партнером где-то на высоте
плеч». Игроки выполняют действие.
«Теперь представь себе, что твоя правая рука –
дракон. Пусть он покружит в пространстве между тобой и партнером. При этом его
движения согласованы с движениями второго дракона», игроки выполняют действие в
течение 10 секунд.
«А теперь представь себе, что твоя правая рука –
птица, наслаждающаяся свободой и радостно скользящая по воздуху. Представь
бебе, что обе птицы в пространстве между вами летают, планируют, парят,
выписывают круги, не касаясь, друг друга».
Игроки выполняют действие в течение 10 секунд.
«Позволь твоей левой руке тоже вступить в этот
полет. Руки не должны соприкасаться. Удерживай в поле зрения и свои руки, и
руки партнера, и пусть у каждой будет свой собственный ритм. Ведущей руки нет.
Однако движения должны быть по возможности согласованными. Каждая рука может
«проявить инициативу», но и должна быть готова отреагировать на «предложения»
других рук. Попытайтесь дать рукам возможность «танцевать» совершенно
естественно, при этом движения должны все время меняться». Действие выполняется
в течение 3-4 минут. После этого игроки опускают руки вдоль тела.
Теперь партнеры протягивают друг к другу руки –
кончики пальцев вверх, ладони вперед – совсем медленно, пока они слегка не
соприкоснутся. Скажите игрокам: «Посмотрите партнеру в глаза и поблагодарите
его молча – только руками и глазами – за этот танец. Затем опустите руки,
потянитесь немного и встряхните ноги».
У партнеров есть 5 минут на то, чтобы обсудить
следующие вопросы:
Что было
пережито во время игры?
Менялись
ли ощущения в ходе игры?
Выполнение
каких заданий давалось легко?
Что было
трудно?
Можно ли
одним словом охарактеризовать то, что происходили между вами?
Был ли
танец рук спонтанным, вымученным, неровным, гармоничным?
Хорошо ли
удавалось соответствовать партнеру?
Как я
оцениваю собственное умение чувствовать другого человека и способность к
эмпатии в общении?
Эту игру можно проводить на разных стадиях работы с
группой. Она особенно полезна в группах, в которых дети: чувствуют
отчужденность; в будущем должны сотрудничать; находятся в скрытом конфликте.