Игра состоит из пяти этапов и помогает выявить в
группе визуалов, аудиалов и кинестетиков.
Первый этап. Трем участникам, находящимся в
центре площадки, дается задание: пройти по воображаемому лабиринту с закрытыми
глазами. Группа наблюдает физическое состояние исполнителей (свободны или
скованы движения, зажаты ли мышцы, каково положение головы, рук, есть ли
суетливость и т. п.). После 1-2 минут «блуждания» участнику предлагается
описать «свой» лабиринт.
Первоначальное описание обычно бывает очень
коротким: 1-2 предложения, чаще всего это определение места. Например: «это
было темное, сырое подземелье», «это был стеклянный лабиринт», «это коридор
космического корабля». Группа может отметить скованность и напряженность мышц,
плечевого пояса, рук, таза.
Второй этап. Тем же участникам предлагается
рассмотреть лабиринт, проходя по нему (задание выполняется с закрытыми
глазами). При описании лабиринта группа следит за тем, чтобы описывающие не
сбились на описание звуков и ощущений. Например:
«Это был
стеклянный лабиринт, очень прозрачный, сверкающий так, что глазам было
больно» (группа должна заметить кинестетическое слово «больно» и поправить
рассказчика).
«Это был
коридор космического корабля с голубыми стенами и светом откуда-то снизу.
Я слышала... (группа останавливает) видела очень красивый пульт, на
котором было много разноцветных огоньков».
«Это
темное подземелье с каменными серыми стенами. У меня в руках была
маленькая свечка, от которой почти не было света. Я видела, как по стенам
текла вода...».
После описания группа обсуждает физическое
состояние участников. Вероятно, будут отмечены высоко поднятая голова, более
свободные движения рук.
Третий этап. Предлагается пройти по
лабиринту и «услышать» максимальное количество звуков. При описании звуков
группа следит за тем, чтобы участники не сбились на картинки и ощущения.
Например:
«Стены в
этом лабиринте звенели, как стекла в серванте, когда проезжает грузовая
машина».
«Там была
какая-то особая, звенящая тишина. Все приборы работали бесшумно,
специальное покрытие заглушало звук шагов, и все-таки я чувствовала...
(группа останавливает), я слышала за спиной тихое дыхание».
Когда группа будет описывать физическое состояние
участников, наверняка будут отмечены наклоненная к плечу голова, менее
скованные по сравнению с первым этапом игры движения рук, может быть,
осторожная походка.
Четвертый этап. Участникам необходимо
описать, что они чувствуют, проходя по лабиринту (температура, влажность, запах
и т.д.):
«Это был
очень жаркий лабиринт, солнце пекло так, что я расплавлялась. А стены были
холодные. Мне очень хотелось выйти, но я не могла найти выход. Я хотела
разбить стены».
«Мне было
сыро и холодно, я спотыкалась и падала на острые камни – это было очень
больно. Мне так хотелось теплого света и чтобы кто-нибудь был рядом».
(Группа должна заметить, что в этом случае движения испытуемого были
свободны, лицо опущено вниз, легкий шаг.)
«Я
чувствовала за спиной дыхание другого человека и мне было очень спокойно,
что я не одна. Стены были мягкие, а пол – пружинистый. Вообще, это был
очень удобный коридор. Я чувствовала себя уютно».
Пятый этап. Последний «проход» по лабиринту
с заданием «видеть», «слышать», «чувствовать». После этого дается полное
описание, которое сравнивается с первоначальным. Анализируются изменения,
происшедшие в физическом состоянии участников.
В заключение слово предоставляется испытуемым для
анализа своего состояния, о том, что мешало и помогало при выполнении
упражнения и т.д.
Замечания. Эту игру можно проводить и в
группе с большим составом участников (до 12-14 человек). В этом случае
обсуждение должно быть очень динамичным, а роль координатора должен взять на
себя ведущий тренинга. Он должен выделить из всей группы тех, кто описывал
лабиринт как визуал, аудиал, кинестетик.